Гульнара Хасьянова, председатель совета директоров «Скай Линк», поделилась с аналитиками и журналистами рынка своим видением обстановки. Воображаю мою запись.
Проникновение 3G в мире за 10 лет не превысило 14%, а в Восточной Европе – 9%.
Такие цифры, среди других приводит Wireless Generation в собственных оценках проникновения 3G на глобальные мировые рынки.
Число абонентов по результатам 3Q2010, млн % от общего числа Регион Итого 3G Другие 3G Другие Африка 513 30483 483 6% 94% Азиатско- Тихоокеанский 2488 267 2221 11% 89% Восточная Европа 453 42 412 9% 91% Латинская Америка 549 42 507 8% 92% Ближний Восток 279 35 244 12% 88% США и Канада 314 97 217 31% 69% Западная Европа 521 183 338 35% 65% Всего 5116 694 4422 14% 86% Источник: TeleGeography Принципиально важно подчернуть, что Европа характеризуется высокой компактностью проживания населения, что разрешает действенно применять частотный диапазон 2.1 ГГц для совокупностей 3G. Для РФ с ее огромной территорией для обеспечения сравнимого покрытия требуется установка большего числа базисных станций. Располагая такими данными вряд ли возможно быть оптимистичными в отношении возможностей развития 3G.
Иначе, возможно отыскать в памяти, что проникновение фиксированного интернета в Западной Европе намного выше, чем у нас, что дает уже значительно больше предлогов для оптимизма.
Разумеется, что возможно сказать о двух факторах с полярными символами, один из которых хорош для оценки возможностей 3G в Российской Федерации, а второй негативен. Не страно, что в оценках этих возможностей звучат различные точки зрения.
«ЗG не рентабелен в Российской Федерации» — это цитата одного из представителей Б3 («громадной тройки»), характеризующая их настрой.
Ниже еще пара цитат на ту же тему, собранных из публикаций по результатам «круглого стола» РБК daily и ИА TelecomDaily в С.Петербурге 9.12.2010.
«Взрывной рост интернет-трафика в сотовых сетях не стал причиной пропорциональному повышению выручки у операторов «громадной тройки». Представители мобильных операторов утверждают, что при сохранении текущей ценовой динамики и темпов роста трафика моденизировать сети и устанавливать новые базисные станции 3G не так долго осталось ждать будет не на что».
«Много раз звучала идея о необходимости «переориентации» маркетинговой модели мобильного интернета. МТС, «Билайн», «Скай» и «Мегафон Линк» не желают повторить путь, каковые проделали операторы фиксированного выхода в интернет на столичных рынках – предельное число трафика (анлимитный доступ) за минимальную цену».
«Непропорциональное повышение выручки – уже тенденция»
«Что бы не говорилось довольно 3G, порядка 80% доходов компании приобретают на голосовом трафике»
«В голосовом трафике растет часть междугородных/интернациональных соединений, а вместо отправки SMS, пользователи предпочитают переписываться в ICQ либо соцсетях.
В это же время, уже давно мы с вами говорили о том, что в случае если реализовывать интернет по таким стоимостям, то доходов никаких, само собой разумеется не будет. Однако цены в течение года падали . В итоге к концу 2010 года отрасль сотовой связи и передачи данных в Российской Федерации подошла со следующими трендами:
• Ценовые войны операторов стали причиной том, что мобильный трафик с середины 2010 года в некоторых регионах стоит дешевле фиксированного
• Количества трафика растут стремительнее, чем доходы операторов.
Рынок мобильного интернета уже превышает фиксированный ШПД по количеству и продолжает бурный рост
• Рынок сотовой связи LTE-ready. В случае если рынок 2G состоялся, то рынок 3G не состоялся. Имеется возможность перехода сходу к 4G?
В декабре 2009 года мы уже говорили о том, что мы находимся на рубеже смены поколений, в то время, когда трафик в сетях 2G уже не будет расти, что он будет расти лишь в 3G. И что мировые тренды говорят нам об этом же – бизнес в 2G кончился и расти будет лишь в 3G. Прошел год и что возможно сообщить сейчас?
В 2010 году существенно падали цены, в разы! Цена мегабайта за год упала в два раза, как минимум. Трафик у всех подряд операторов растет стремительнее, нежели чем растут доходы, причем в пределе он будет расти к бесконечности, наряду с этим средний доход с абонента пытается к нулю.
Нельзя не подмечать, что российский рынок сотовой связи готов к LTE. На фоне 14% проникновения 3G в Европе, Российская Федерация выглядит не лучшим образом. Что делать в таковой ситуации? Продолжать развитие 3G?
Поставщики сетевых терминального оборудования и решений все, как один, показывают, что пора затевать развитие LTE, затевать тестирование, создавать умелые территории. В мире уже 10 сетей связи LTE в коммерческой эксплуатации, пилотные сети LTE запущены в СНГ. Имеется ли суть продолжения развития 3G? Особенно с учетом применения частоты 2100 МГц, на которой фактически нереально будет взять покрытие 3G в масштабах покрытия 2G. В «Скай Линк» отвечают на эти вопросы, основываясь на анализе показателей развития компании в 2010 году.
Об этом – в следующей публикации.
© Алексей Бойко, Сообщество 4G, MForum.ru