В России, да и, пожалуй, во всем мире группа "Парк Горького" имеет статус легенды. Да и как же иначе: в первые годы своего существования "Парк Горького" уже имел за плечами сотни тысяч проданных во всем мире пластинок и мировое признание. Сейчас группе уже более десяти лет, но "Парк Горького" по-прежнему любят и с нетерпением ждут во всех городах России. Эта группа вошла в историю мировой рок музыки под именем ФЕНОМЕН. Вот с этим феноменом мы и хотим познакомить вас как можно ближе, предоставив вашему вниманию поистине уникальную историю русского коллектива.
Многие из нас, россиян, помнят, как резко менялась жизнь страны в течение поздних 80-х. То были времена, когда Советская рок-сцена пробивала себе дорогу из андеграунда в ряды популярной музыки, времена, которые любой хотел бы вернуть, но даже тогда надо было достичь еще многого...
Несколько молодых парней, не известных ни в России, ни где-либо еще, тайно репетировали, как и многие другие рок группы того времени, и собирались вместе в студии Стаса Намина, расположенной на территории Парка культуры и отдыха им. М.Горького. Рок-н-ролл все еще оставался чем-то "не от мира сего", наполовину нелегальный в Советском Союзе. Те, кто его играли вынуждены были остерегаться милиции и секретных агентов КГБ. Тем не менее, многие говорят ,что так было намного забавнее.
Те молодые парни не были новичками. Каждый из них имел хороший опыт работы с другими достаточно известными рок группами того времени. Александр Миньков (ныне более известный как "Маршал", прозванный так за свою мечту детства стать не кем иным как маршалом) играл на бас-гитаре в довольно известной благодаря своему альбому "По ком звонит тревоги нашей колокол" группе "Аракс". Правда, в то время, когда появилась идея создания "Парка Горького" Александр работал в ресторане, но тем не менее Александр Яненков ("Ян") прежде распевал "Мы желаем счастья вам" вместе с необыкновенно популярной в рядах советской молодежи группой Стаса Намина "Цветы", будучи гитаристом этой группы.
Александр Львов ("Little" Sasha) был барабанщиком первого состава "Арии", группы-основательницы отечественного heavy metal. Редкий человек в те времена не слышал и не знал этой группы.
Алексей Белов и Николай Носков составляли основнуютворческую силу "самой профессиональной студийной группы страны", по мнению музыкальных критиков того времени, - группы "Москва" под управлением Давида Тухманова. Альбом "Москвы" "НЛО" явился фундаментом для "Парка Горького". Позже, в 1995 году, к "Парку Горького" присоединится клавишник "Москвы", Николай Кузьминых.
Такие команды как "Ария", Группа Стаса амина, "Москва" и "Аракс" доминировали над московской рок-сценой, но ни одна из них не была способна написать что-нибудь выдающееся сама. Алексей Белов, будущийлидер-гитарист "Парка Горького", рос, как и многие подростки 70-х, на западной музыке и страшной, глубокой ненавистью ненавидел советскую эстраду. Это и воспитало его вкус: Алексей мечтал добиться такого же успеха, как и его легендарные рок-кумиры, но бродившая в молодых умах энергия и вселенские амбиции не находили выхода в наглухо закрытом "железным занавесом" обществе. Политика Горбачева дала долгожданный шанс, и Алексей решает собрать друзей-единомышленников в студии для записи англоязычного демоматериала. Так в 1987 году появился "Парк Горького". За самим Стасом Намином закрепилась репутация со создателя коллектива. Он-то и стал первым импресарио новой команды.
Название группы было определено "по близжайшему углу". Да, это был Парк Горького (Gorky Park) - развлекательный центр Москвы. Музыканты "Парка" вполне подходили друг другу по музыкальным интересам, сходному стилю игры и вокальной технике. Ребята провели в студии Парка им. Горького целых два года, непрерывно работая над англоязычным материалом. Денег тогда, естественно, не было. По словам Носкова, ребята просыпались ночью от того, что по ним бегали мыши; Львов с Беловым вынуждены были спать "зад к заду", укрываясь одним одеялом - все ради заветной мечты прорваться на Запад, покорить весь мир Поздней осенью 1987 года состоялся концертный дебют "ПГ". Примерно тогда же был снят первый видео клип на песню "Fortress", показанный в популярной музыкальной телепрограмме "Дон Кинг Шоу" ("Don King Show").
Весной 1988 года Стас Намин организовал выступление "Парка" в качестве разогревающей группы во время ленинградских гастролей Scorpions. Несмотря на то, что публика восприняла выступление "Парка" достаточно прохладно, группа не осталась незамеченной. Летом 1988 года, во время первой поездки группы в США, благотворительная организация "Майк-Э-Диффренс Фаундейшн" предложила "ПГ" вместе с ведущими музыкантами стиля хард-энд-хэви принять участие в записи благотворительного альбома, входящего в программу борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Для этой пластинки была написана песня "My generation", автором которой был Питер Таунсенд (Peter Townsend) из группы "The Who". В декабре 1988 года Стас Намин пригласил в Москву руководство фирмы "Polygram" и подписал первый в истории отечественного рока прямой контракт российской группы "Парк Горького" с американской фирмой грамзаписи. Благодаря начавшейся перестройке, было немного легче пересечь границу. Итак, ребята приехали в Соединенные Штаты никому не известной группой из России, когда две страны были все еще в состоянии Холодной Войны. Эта тихая война была на своей завершающей стадии, и, возможно, это было самое подходящее время и место, куда надо было приезжать. Несомненно, везенье и тяжелый труд помогали ребятам взбираться на лестницу к славе. Позже Алексей Белов сказал, что встретил нескольких великих людей, которые напрямую несут ответственность за успех Gorky Park. Одним из них был Фрэнк Заппа (Frank Zappa). "Он был человеком, к которому можно было прийти в любое время. Он работал в студии 24 часа в сутки, но он всегда мог найти время для нас".
Из всех знаменитостей, именно Фрэнк Заппа больше всех повлиял на успех Gorky Park. Он начал приглашать ребят на разные праздники, маленькие концерты и шоу. Мало-помалу, группа начала привлекать внимание. С одной стороны, это была заслуга Джона Бон Джови и Ричи Самборы из Bon Jovi. У них уже был контракт с Mercury Records и именно они порекомендовали "парковцам" пойти в эту кампанию. Группа звучала оригинально, плюс для американцев это было экзотикой в те времена - рок-группа из России. Так или иначе, Mercury Records решили дать им шанс. "У нас уже была отработана первая наша концертная программа", - вспоминает Алексей Белов, - "мы готовились к выходу первого нашего диска и ездили по Америке с выступлениями" ("МС", г.Омск,1997 г.).
Изначально "парковцы" планировали провести в Америке три месяца, но волею судеб остались там на пять лет. Все дело в том, что внезапно продюсер "Парка Горького", хозяин Polygram, обещавший положить весь мир к ногам музыкантов, был уволен членами правления кампании, а менеджера группы уличили в каких-то крупных махинациях. Вот, казалось бы, и все: русские музыканты оказались в Штатах абсолютно одни...
Не выдержав первой же трудности на пути к успеху, группу покидает Николай Носков. То ли дело касалось семейных обстоятельств (у Николая как раз в то время в России родилась дочь) музыканта, то ли не поделили они чего-то между собой (ходят слухи, что дело доходило аж до суда), но тем не менее... Никаких контактов с Носковым группа не поддерживала, но историческое выступление Носкова в составе коллектива в августе 1999 года на Васильевском спуске в Москве явилось символом непрекращающейся дружбы бывших коллег по группе.
Новый менеджер перетащил ребят из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Вскоре мало-помалу дела в группе начали налаживаться: возобновилась концертная деятельность, пошли заработки с концертов...
Наконец, в 1989 мир увидел "Gorky Park", первый студийный альбом "Парка Горького". Не многие пророчили ему большую популярность, но по прошествии нескольких недель с его выхода, "Парк Горького" ПОТРЯС Северную Америку и Международные чарты. Он получил 5-ти балльную оценку от "Billboard" - "лучший по исполнению". Такие композиции как "Вang", "Try to find me", "Peace in our time" пробили музыкантам дорогу на вершину хит-парада "Billboard": "Bang" поднялась до третьего места в хит-параде MTV, диск занял 80-е место в списке двухсот самых популярных альбомов журнала "Billboard", за три недели с начала продаж тираж альбома превысил 300 тыс. экз.
С самого начала "Парк Горького" был подчеркнуто русской группой. Они даже как бы настаивали на этом, используя этот имидж везде: в сценических костюмах (рубахи с русскими узорами), текстах песен (в самом начале "Bang" вставлена перелопаченная "Утушка луговая", а в песне "My Generation" из репертуара группы WHO - тема "Вставайте люди русские..." из кантаты "Александра Невского"), в вокале. Вплоть до знаменитой гитары балалайкой, изготовленной специально для Алексея Белова американской фирмой Kramer.
Таким образом, группа стала символом мира между двумя странами, первое звено, связывающее две противолежащие стороны океана. Логотип Gorky Park - американский и советский флаги, привязанные друг к другу, как если бы они являлись единым целым - символизировал грядущие перемены. Перемены приближались, и, наконец, Россия увидела всемирно известные группы на Ленинском стадионе в Москве. Это был Московский Фестиваль Мира 1989 г. с участием Gorky Park, Bon Jovi, Cinderella, Motley Crue, Ozzy Osbourne и The Scorpions. Люди пережили незабываемое чувство, когда увидели, как русские музыканты выступали с американскими рок звездами на одной сцене. Тысячи фанатов пришли в восторг : heavy metal потряс толпу. Участие "Парка Горького" в этом фестивале несомненно повлияло на их популярность в Америке. И вдруг... Менеджер "Парка", с которым было связано столько надежд, умирает от рака крови. Тем не менее, интерес на этом к группе не иссяк, и, начав свое сотрудничество с компанией BMG, "Парк Горького" приступил к записи второго альбома. Алексей Белов: "Мы записывали свой второй альбом "Moscow calling", как и первый - словно солдаты, из-под палки. Студийное время очень дорого, и нужно было укладываться в жесткие временные рамки. Нам никто не оплатил бы даже лишней минуты в студии, если бы мы не уложились в срок" ("МС", Омск, 1997 г.). Репетировать приходилось даже ночью в полузаброшенном доме без электричества: шнур красили в зеленый цвет, чтоб не выделялся на траве, и по очереди бегали подсоединять к соседнему дому. Над вторым альбомом с ребятами трудился продюсер Фи Уэйбилл (Fee Waybill). Трудился - не то слово: работали "парковцы" на убой, за день могли записать две песни (и это с учетом того, что на запись вокала одной композиции уходило в среднем 6-7 часов). На одной из репетиции Александр Миньков даже сорвал себе голос.
"Moscow calling" вернул "Парку Горького" утраченные позиции: популярность, строго расписанный график гастролей по всему миру... Снова "Парк Горького" носят на руках: они собирают многотысячные стадионы в Дании, где группе удается добиться особенного успеха (второй альбом добрался до пятерки лучших и продержался таким образом в течение 9 месяцев), на Родине. Однако в России "Moscow calling" разошелся в основном пиратским тиражом. "Ян" Яненков: "Мы ездили на гастроли и везде "Парк Горького" было написано от руки, кассеты там продавались или перепечатка наших CD" (MTV). Международный успех "Moscow Сalling" позволил обрести "Парку Горького" финансовою независимость и обустроить собственную студию в Лос-Анджелесе, как ответ всем звукозаписывающим компаниям. Александр Миньков: "Отныне мы сами будем распоряжаться нашими честно заработанными деньгами"; Александр Львов: "Мы никому теперь ничего недолжны. У нас ни с кем больше нет контрактов, нас не могут закрыть, не могут посадить в долговую яму..."("Андрей",1994 г.).
Долгое отсутствие группы в России, гастроли и запись альбомов на английском языке все больше вели к тому, что имя "Парка Горького" все больше ассоциировалось с зарубежной рок сценой. В своих интервью музыканты опровергают досужие замыслы о своем желании остаться в Америке на ПМЖ. Но англоязычные тексты, музыкальная подача, нечастые визиты в Россию сделали свое дело - "Парк Горького" становится своим среди чужих, чужим среди своих...
После гастролей по России в 1994 году группа приступила к записи своего третьего альбома. Финансовая стабильность коллектива позволила заняться экспериментированием и не торопиться с записью. Белов: "Первое название нашего альбома было Facerevers, которое мы переделали на английский манер и получилось как face - это лицо, revers - наизнанку как бы. Лицо наизнанку. Даже сделали обложку, но фирме "Союз" она не понравилась, показалась несколько мрачноватой что ли или слишком заумной... И поэтому назвали "Stare" - по первой задорной песне, на которую потом было снято видео. Вот так и появился этот альбом..." (MTV).
К альбому "Stare" было снято четыре клипа: "Stare", "Stop the world I want to get off", "Ocean" и "Scared", над которыми работали модные российские клипмейкеры под руководством Сергея Баженова. Все клипы содержат элементы компьютерной графики, особенно клип "Scared", в котором создан виртуальный Лас-Вегас, разрушающийся под действием огромных игральных костей: кости катятся и разрушают знаменитый "Мираж", улицы города, Арку - один из символов Америки... Работа над клипом продолжалась два года, и, если бы он снимался в Штатах, то стоил бы более миллиона долларов, ведь компьютерная графика - фишка, как известно, недешевая. В мае 1998 года выходит четвертый альбом с нехитрым названием "Protivofazza". "Последние два альбома - "Stare" и "Protivofazza" - это, в принципе был один большой альбом, - рассказывал съемочной группе MTV Алексей Белов, - мы его записали в студии. Была, я помню, двадцать одна песня, и мы эти песни смикшировали. Когда мы сделали выборку для "Stare", у нас осталось огромное количество песен - десять песен. Что же нам с десятью песнями-то делать? Некоторые из них - очень сильные произведения, там даже такие этнически-симфонические, такие как "Liquid dream" и "Mooving to be still"... Просто интересная музыка ! Тогда мы решили дописать просто две песни быстро... Вот и получился двойник такой. Protivofazza появилась в студии. У нас был огромный пульт, хороший очень; пульт, за которым гоняются в Америке, а мы его достали в России, как ни странно, перевезли потом в Америку. Мы поняли, почему нам его легко так продали, хотя он сам по себе был бесценный, там саунд такой был мощный... Просто там куда ни ткни, везде противофаза".
Сам термин "противофаза" музыканты объясняют так: "Есть такой термин в радиоэлектронике, когда одна фаза по сравнению с другой переворачивается и звук становится не таким, каким должен быть. Когда человек плывет против течения, происходит то же самое. Грубо говоря, противофаза - это противоречие ко всему". По словам музыкантов, название "Противофаза" подойдет к любому их альбому: они все время плывут против течения.
В 2004 году группа возобновляет активную творческую деятельность. В состав группы входят бессменные лидеры Парка - Алексей Белов и Ян Яненков. Барабанщик - Александр Макин. Звукорежиссер - Афанасьев Дмитрий. Директор группы - Дервоед Егор. В 2006 году на смену Александру Макину (ударные) приходит Виктор Коньков. Также к группе в 2007 году присоединеяться бассист Сергей Окост. Как всегда группа плывет против течения, используя камни, о которые все спотыкаются, в качестве опоры. Возврат группы в Россию и готовящийся к выходу альбом на русском языке - очередное тому доказательство. А тот, кто плывет против течения, всегда побеждает ! И тем более, если это "Парк Горького" - первая в истории отечественного рока группа, сумевшая добиться любви людей всего мира!
www.gorkyparkmusic.ru
"Music Town" в сети
Подписка на новости
Наши партнеры
Наши посетители
Москва, ул. Садовая-Черногрязская, 8/2 +7 (495) 937-54-19